Размер шрифта
История Матрёшки

Уже многие годы матрешка является одним из самых узнаваемых символов России, «подарком с русской душой», олицетворением талантливого творчества нашего народа. Многие думают, что эта яркая деревянная игрушка является столь же древней, как и история страны, но это не так. Мастера создали матрешку в конце XIX века, а точная история ее появления до сих пор окутана легендами.
В 1890-х годах в московской мастерской известного купца Саввы Мамонтова в Леонтьевском переулке токарь Василий Звездочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Там же она была расписана художниками-мастеровыми. Самая большая из фигурок изображала девушку с черным петухом в руках, среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Позднее созданную необычную куклу решили назвать матрешкой от русского имени Матрена, которое было популярно в России в конце XIX века.
Существуют разные версии появления идеи создания легендарной игрушки. По одной из них, эскиз матрешки создал художник Сергей Малютин, вдохновленный привезенной из Японии деревянной куклой Ситифукудзин (фигурки семи японских богов счастья, вкладывающихся друг в друга). По воспоминаниям Василия Звездочкина, он выточил фигурку самостоятельно, увидев подходящий материал. Первоначально игрушка была цельной, не раскрывалась, но позже мастер ее усовершенствовал, вложив внутрь кукол поменьше. Прототипом матрешки можно считать многоместное разъемное деревянное яйцо, созданное в России во второй половине XIX века
В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где она получила бронзовую медаль. Позже она несколько раз побывала на зарубежных выставках, в том числе получив золотую медаль на Миланской выставке 1906 года. Деревянная кукла стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.
В изготовлении матрешек есть свои секреты. Необходимо тщательно подобрать материал: чаще всего мастера делают фигурки из липы – мягкой древесины, которая при сушке не дает сильных трещин. Для прочности дерево должно пролежать на открытом воздухе два года. Первой вытачивают самую маленькую фигурку. Каждую заготовку несколько раз обрабатывают, покрывают лаком, полируют. На последнем этапе их расписывают или украшают рельефом.
В начале XX века начался массовый экспорт русских матрешек за границу, и расписные красавицы стали национальным сувениром, по сей день пользующимся огромным спросом и являющимся ярким символом нашей страны. На родине игрушка тоже быстро стала популярной, ее производство освоили мастера из разных регионов, придав свои особенности – так появились уникальные виды матрешек.
Массовое производство матрешек началось в городе Сергиев Посад – в 1911 местная мастерская выпускала 21 разновидность деревянных кукол. Сергиевская матрешка - это круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком.
Семеновская матрешка (Семеновский район Нижегородской области) - очень яркая кукла, одетая в одежду сельчанки с преобладанием желтого и красного цветов. Платочки у этих матрешек часто раскрашены в горошек. Семеновская артель по изготовлению деревянных сувениров, образованная в 1929 году, существует по сей день.
Полхов-Майданская матрешка (из Полховского Майдана Нижегородской области) отличается центральной росписью – многолепестковый цветок шиповника (или розы), как символ женственности и любви. Ее цветовая гамма ярче и выразительнее, чем у семеновской. Зеленый, синий, желтый, фиолетовый и малиновый цвета используются для контраста друг с другом, чтобы сделать яркий и выразительный орнамент.
Вятская матрешка - самая северная кукла, ставшая известной в 1960-е гг. Матрешку не просто расписывали красками, а украшали также ржаной соломкой. Соломку отваривали в растворе соды, затем нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.
В России существует шесть музеев матрешки: в Нижнем Новгороде, Калязине, Нолинске, Вознесенском, Сергиевом Посаде и в Москве, посетив которые можно не только узнать подробности истории возникновения расписной красавицы, познакомиться с техникой ее изготовления, но и самому ненадолго превратиться в художника для создания авторской игрушки.